МБДОУ № 7 "Радость"
Понедельник, 18.06.2018, 21:57

Проголосуй за наш сайт








«  Декабрь 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31








конкурс сайтов



Главная » 2012 » Декабрь » 24 » Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
21:53
Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).
            Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);
-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з'убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с'апка (сяпка)] и т. п.)
-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).
Основными причинами нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители, являются:
1. Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.
2. Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
3. Слабый, укороченный выдох.
4. Неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
* Организация правильной речевой среды.
* Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
* Развитие речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной моторики.
В программах дошкольных учреждений для этого выделен специальный раздел «Звуковая культура речи», в котором выделены задачи по формированию правильного звукопроизношения детей. К сожалению, этому разделу не уделяется должного внимания в том объеме, который необходим в настоящее время, когда  наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, особенно это касается младших возрастных групп. Поэтому крайне важно увеличить количество игр  при реализации раздела программ ДОУ по звуковой культуре речи и в первую очередь игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха. Необходимо  так же более широкое использование этих игр не только на речевых занятиях, но и всех других занятиях и в первую очередь в режимных моментах.  
Кроме того, в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребенком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками. Поэтому педагогическому персоналу дошкольных учреждений крайне важно вести разъяснительную и консультативную работу с родителями по привлечению их к активному участию в речевом развитии своего ребенка.
Предложенный   ниже материал подобран и расположен таким образом, что может использоваться не только воспитателями, но и при небольшой корректировке помещаться практически в готовом виде в консультативных материалах для  родителей детей соответствующих возрастов. Только при этом необходимо учесть, что при использовании его в группах старшего возраста, надо проверить уровень сформированности умений и навыков детей по этим направлениям. И начинать с закладывания или закрепления фундамента, то есть с использования материала, рекомендованного для более младшего возраста.

Статья подготовлена В.Н. Рычковой, учителем-логопедом МБДОУ № 7
Полный текст статьи, напечатанной в журнале «Воспитатель ДОУ» № 2 -  2012г., читаем здесь
Просмотров: 357 | Добавил: Admin | Рейтинг: 0.0/0
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.