МБДОУ № 7 "Радость"
Понедельник, 18.06.2018, 22:00

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Коммуникация

Экологизация коррекционно-речевого процесса с позиций принципа природосообразности
Экологизация коррекционно-речевого процесса с позиций принципа природосообразности (на примере работы по развитию фонетико-фонематических способностей дошкольников)

Рычкова В. Н., учитель-логопед МДОУ № 7,
высшая квалификационная категория
Межмуниципальный семинар
«Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании дошкольников»,
МБДОУ № 7, Апатиты, 2011 г.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение экологизации образовательного процесса. В программах дошкольных учреждений появился даже специальный раздел по экологическому воспитанию: «Природное окружение. Экологическое воспитание». Экологии же механизмов процесса познания, которые служат основой любой образовательной и коррекционной деятельности, должного внимания не уделяется.
По мнению академика А.Н.  Дмитриева «ХХ век был трагичен гиперувлечением  цивилизации и отходом человечества от природных состояний». То есть социокультурные направления образования превалировали и даже подавляли природосообразные аспекты становления «человека разумного», «человека говорящего».
Но развитие познавательных и речевых способностей зависит от гармоничного сочетания культуро - и природосообразных подходов к воспитательно-образовательному процессу вообще и речевому и коррекционно-речевому в частности.
Одним из путей экологизации образовательного, в том числе и коррекционно-речевого процесса, является освоение биоадекватных педагогических технологий, основанных на принципе природосообразности, то есть следовании естественным закономерностям развития той или иной функции «человека разумного» в том числе и следовании естественным закономерностям овладения языком и речью «человека говорящего». Такими, например, являются технологии учебно-методического комплекса «Речецветик» Г.А. Ванюхиной.
В круг общения ребенка входят стихии земли и космоса, растения, животные, окружающие люди и собственное «Я». Речь развивается в подобии языкам природы. Крик младенца соответствует звукам стихийных явлений. Гуление -  языку растительного мира. Лепетные слоги соответствуют языку животных.
Ребенок начинает реагировать на любые звуки, в том числе и слова, со 2-4-ой недели от рождения, но до определенного времени реагирует не на предметное значение слов, а только на их интонационную сторону. Это так называемый период дофонемного развития речи.
Любые отклонения на этом этапе развития ведут к стойким нарушениям речи.
Поэтому в занятиях с детьми раннего возраста, педагоги должны уделять больше внимания закономерностям языков природы, действующим в структуре развития человека.
Лишь примерно после 9 месяцев ребенок осваивает собственно речевые последовательности. К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку (на фонемы). Далее фонематическое развитие протекает стремительно, постоянно опережая артикуляционные возможности, что служит основой формирования правильного звукопроизношения.
Фонематический слух - способность воспринимать звуки речи (фонемы), благодаря которым осуществляется различение слов, близких по звучанию: рак-лак-мак, угол-уголь.
Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению фонем и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху). Несовершенное фонематическое восприятие отрицательно влияет на становление правильного звукопроизношения и препятствует полноценному формированию навыков звукового анализа, без которых невозможно в дальнейшем полноценное чтение и письмо.
В последнее время среди детей, посещающих общеобразовательные группы детских садов, наблюдается резкое увеличение числа детей с речевыми нарушениями, особенно с ФФНР (фонетико-фонематическим недоразвитием речи). У этих детей кроме нарушения звукопроизношения, наблюдается выраженное недоразвитие фонематического слуха. Эти дети обладают так называемым первичным фонематическим слухом, который обеспечивает им понимание речи и повседневное общение, но недостаточен для развития более высоких его форм, необходимых для разделения звукового потока на слова, слова на составляющие его звуки, установления порядка звуков в слове. Эти дети не готовы к выполнению специальных умственных действий по анализу звуковой структуры слова. В дальнейшем это приводит к нарушениям процессов чтения и особенно письма в школьном возрасте. Фонематическое восприятие таких детей крайне необходимо последовательно развивать, начиная с младшего возраста.
 Но в образовательных и коррекционных технологиях закономерности развития речи, в том числе и фонематического восприятия, к сожалению, часто нарушаются.
Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза
в последовательности, обусловленной закономерностями фонематического генезиса (процесса развития фонематических функций)
*развитие слухового восприятия на материале природных звуков: различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми,  различение звуков по силе (громко - тихо), определение направления звука, узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по голосам и звукоподражаниям.
*усвоение понятия «ряда» на примере сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд. На примере героев сказки выяснять, кто пришел тянуть репку первым, то есть в начале (дед); кто последним, то есть в конце (мышка). Кто находился между первым и последним, они все в середине.  Необходимо только помнить, что героев или игрушки для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишем буквы в словах).
*развитие фонематического восприятия на материале речевых звуков:
- выделение заданного звука из звукового ряда => слова => фразы;
- определение места заданного звука в структуре слова;
- определение звукового и слогового состава слова:
    определение порядка звуков в слове,
    деление слов на слоги в порядке нарастания их количества и усложнения       слоговой структуры,
    определение порядкового места слога с заданным звуком,
звуковой и слоговой анализ и синтез слов любого состава.
- подбор слов с заданным звуком или слогом;
- составление слов из ряда звуков или слогов, данным по порядку и вразброс.
Выделение гласных звуков в словах

*выделение первого ударного гласного в словах (А__ся, О__слик, И__ней, У__тка);
*выделение ударных гласных звуков из конца слов (лисА__, кинО__, кенгурУ__, сапогИ__, китЫ__);
*выделение гласных звуков из середины трехзвуковых слов (мА__к, сО__к, мЫ__шь, кИ__т);
*выделение ударных гласных звуков из середины любых слов (плА__тье, слИ__вы, стУ__льчик, гнО__мик, крЫ__ша);
*выделение безударных гласных звуков  из начала слова (А__пельсин, И__голка, У__литка);
*выделение безударных гласных звуков  из конца слов (малинА__, санкИ__, сливЫ__);
*выделение безударных гласных звуков  из любых позиций в слове.

Выделение согласных звуков словах

*выделение взрывных согласных звуков из конца слова (суП,  коТ, соК);
* различение твердых (сердитых) и мягких (ласковых) согласных: изолированно => в ряду звуков => в словах (коТ – сеТЬ) с последующей тренировкой этого навыка;
*выделение твердых и мягких взрывных согласных вне слияния с гласными из любой позиции в слове (Клоун, оКна, танК);
*выделение твердых и мягких щелевых согласных (Ф, Ф', С, С', Ш, Щ, Х, Х') из позиции вне слияния с гласными (ноС__, лоСЬ__, миС__ка, авоСЬ__ка);
*выделение щелевых согласных (Ф, Ф', В, В', С, С', З, З', Ш, Ж, Щ, Х, Х') при слиянии с гласными (З__убы, З'__има);
*выделение твердых и мягких смычно-проходных (М, М', Н, Н', Л, Л') согласных при слиянии с гласными (М_аша, М_иша);
*выделение твердых и мягких вариантов утрированного взрывного согласного при слиянии с гласным (Д-ом, Д-инь), затем уже переходя к выделению бегло произносимого (Дым, Дима).  
*различение звонких – глухих, твердых – мягких и близких по артикуляции согласных при любой позиции в словах – паронимах (Дом – Том, баНка – баНЬка, угоЛ – угоЛЬ, КлюЧ - ПлюЩ);
*выделение заданного звука из фразы;
Для более успешного выделения звуков нужно подключать дополнительные сенсорные сигналы:
*взрывной согласный можно «бросить» (сказать) на ладошку, слегка отделив его от предыдущих звуков. След от воздушной струи, и утрированное произношение звука помогут ребенку легко его выделить и назвать;
*взрывной согласный можно «поймать» в кулачок, как комара схватить;
*гласные и щелевые согласные нужно потянуть, предварительно обратив внимание детей на самый длинный звук в слове. Во время их произнесения  предложить детям «поскользить» с ним словно по веревочке рукой (пеС__ок);
*для нахождения слов с заданным звуком среди других можно «застукать» это слово, например, хлопнув ладошкой.

Категория: Коммуникация | Добавил: Admin (16.06.2013)
Просмотров: 496 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.