МБДОУ № 7 "Радость"
Понедельник, 18.06.2018, 21:59

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Коммуникация

Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников
Профилактика нарушений звукопроизношения у дошкольников

  Учитель-логопед МБДОУ №7 г. Апатиты Рычкова В.Н.
(Статья напечатана в журнале «Воспитатель ДОУ» № 2 -  2012г., с. 108 – 122).
 
В настоящее время в дошкольных учреждениях в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности наблюдается резкое увеличение количества детей, имеющих отклонения в речевом развитии, особенно заметен рост числа детей с недостатками звукопроизношения. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости. В период обучения грамоте правильное, четкое звукопроизношение имеет большое значение, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести и к нарушениям письменной речи (чтения и письма).
            Несформированность звукопроизношения у детей крайне вариативна и может быть выражена в речи ребенка различным образом:
-отсутствием звука, то есть его пропуском в слове (рак - [ак], клоун - [коун] и т. п.);
-заменой одного звука другим звуком, но тоже имеющимся в фонетической системе русского языка (рак - [лак], зубы - [з'убы (зюбы)], шапка - [сапка] или [с'апка (сяпка)] и т. п.)
-искажением звука, то есть вместо правильного произносится звук, которого нет в фонетической системе русского языка (межзубные, губно-зубные свистящие; горловое [р], боковые шипящие и т. д.).
Основными причинами нарушений звукопроизношения, в предотвращении которых большую роль могут сыграть воспитатели и родители, являются:
1. Недоразвитие фонематического восприятия, когда ребенок не выделяет и не различает звуки, не устанавливает звуковую структуру слова.
2. Недоразвитие артикуляционной моторики. Это недостаточное развитие мышц губ и языка, их вялость, недостаточная амплитуда, координация движений и т. д.
3. Слабый, укороченный выдох.
4. Неправильная речь окружающих. Такой же негативный эффект для ребенка раннего возраста может дать постоянно включенный телевизор или радиоприемник.
Любое нарушение легче предупредить, чем исправить. Поэтому для формирования правильного звукопроизношения воспитателям и родителям необходимо проводить работу с детьми в комплексе сразу по нескольким направлениям:
* Организация правильной речевой среды.
* Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
* Развитие речевого дыхания.
* Развитие артикуляционной моторики.
В программах дошкольных учреждений для этого выделен специальный раздел «Звуковая культура речи», в котором выделены задачи по формированию правильного звукопроизношения детей. К сожалению, этому разделу не уделяется должного внимания в том объеме, который необходим в настоящее время, когда  наблюдается рост числа детей с отклонениями в речевом развитии, особенно это касается младших возрастных групп. Поэтому крайне важно увеличить количество игр  при реализации раздела программ ДОУ по звуковой культуре речи и в первую очередь игр по развитию фонематического восприятия, артикуляционной моторики и речевого выдоха. Необходимо  так же более широкое использование этих игр не только на речевых занятиях, но и всех других занятиях и в первую очередь в режимных моментах.  
Кроме того, в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребенком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками. Поэтому педагогическому персоналу дошкольных учреждений крайне важно вести разъяснительную и консультативную работу с родителями по привлечению их к активному участию в речевом развитии своего ребенка.
Предложенный   ниже материал подобран и расположен таким образом, что может использоваться не только воспитателями, но и при небольшой корректировке помещаться практически в готовом виде в консультативных материалах для  родителей детей соответствующих возрастов. Только при этом необходимо учесть, что при использовании его в группах старшего возраста, надо проверить уровень сформированности умений и навыков детей по этим направлениям. И начинать с закладывания или закрепления фундамента, то есть с использования материала, рекомендованного для более младшего возраста.

*Организация правильной речевой среды.

Овладение речью – сложный психический процесс. Речь начинает формироваться только тогда, когда головной мозг, слух и артикуляционный аппарат ребенка достигнут определенного уровня развития. Однако без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Это подтверждается примерами детей - маугли, которых воспитывали звери, например, волки. Но понятие «речь» очень обширно. Каждая из ее составляющих – звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй – неотделима друг от друга. Все они формируются в тесной взаимосвязи, и недоразвитие одной из них часто ведет к недоразвитию другой. Поскольку речь ребенка формируется только в процессе общения с окружающими его людьми, то большая роль в ее правильном формировании принадлежит воспитателям и родителям. Поэтому очень важным является создание правильной и полноценной речевой среды не только в дошкольном учреждении, но и дома.
Говорить с ребенком следует не спеша, четко произнося звуки и слова, вот почему для ребенка особенно раннего возраста вредно слушать постоянно включенные радиоприемник и телевизор. Нельзя подделываться под детскую речь, с умилением повторяя за ребенком неправильно произносимые им слова, злоупотреблять уменьшительно-ласкательными суффиксами и т. п., так как это будет тормозить речевое развитие ребенка. Большое влияние на речевое развитие детей оказывает чтение художественной литературы с обязательным объяснением всех непонятных слов и фраз. Новые слова, которые ребенок услышит в художественном произведении, необходимо включать в его активный словарь. Для совершенствования звукопроизношения полезно заучивание различных загадок, стихов, скороговорок и т. п. При заучивании пословиц, поговорок необходимо объяснять их значение, а в дальнейшем следить, чтобы ребенок правильно использовал их в своей речи.

 *Развитие слухового внимания, фонематического слуха и восприятия.
 
Овладение звуковой стороной речи в первую очередь зависит от сформированности  слухового внимания и речевого слуха.
*Слуховое внимание - способность различать на слух звучание разных предметов, определять место и направление звука. Хорошо развитое слуховое внимание дает возможность целенаправленно воспринимать речь, обращать внимание на все ее стороны: громкость, скорость, интонацию, правильность.
*Речевой слух-это способность человека точно воспринимать все стороны звучащей речи. Хорошо развитый речевой слух - необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией. Он включает следующие компоненты: фонематический слух, звуковысотный слух, восприятие темпа речи, ритмический слух.
    Недоразвитие речевого слуха может быть причиной несвоевременного усвоения звуковой стороны речи: неправильного или нечеткого произнесения звуков, слов, неточного использования речевой интонации, отклонений в темпе и громкости речевого высказывания.
*Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, способный осуществлять узнавание и различение звуков речи (фонем), благодаря чему осуществляется различение слов, в том числе и близких по звучанию: рак-лак-мак, мышка – мишка, угол-уголь и т. п.
*Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по различению звуков (фонем) и установлению звуковой структуры слова (по значению близко к фонематическому слуху).
Недоразвитие фонематического слуха и восприятия ведет к нарушениям звукопроизношения, задержке формирования навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов, что в свою очередь ведет к нарушениям чтения и письма в школе. Кроме того, недоразвитие фонематического восприятия приводит и к обеднению словаря, нарушениям грамматического строя речи, так как не позволяет достаточно четко воспринимать и различать окончания, приставки и суффиксы слов, что тоже приводит к нарушениям письма и чтения в школьном возрасте. Формирование правильного звукопроизношения, а тем более его коррекция возможны только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Игры по развитию слухового внимания и фонематического слуха для детей от 2 до 3 лет.
В процессе формирования звуковой стороны речи ребенок учится правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Эти умения формируются только на основе хорошо развитого слухового восприятия (умения слышать и слушать звуки окружающего мира и речь людей). Поэтому очень важно учить ребенка прислушиваться  к окружающим его звукам, отличать на слух разные звуки (неречевые и речевые).
1.Игры на узнавание и различение звуков окружающего мира и специально производимых взрослыми. Сначала проводятся игры на узнавание неречевых звуков. Это игры типа «Кто услышит больше звуков? Что звучало?» и т.п. Затем игры на различение звуков. Сначала используют предметы, сильно отличающиеся по звучанию. Например, стук карандаша и шуршание бумаги, звук  игрушки-пищалки и погремушки, потом не так резко отличающихся друг от друга, но чтобы ребенок этого возраста смог их отличить (две разные игрушки-пищалки, две погремушки с разным звучанием, две коробочки, например, с гречкой и горохом). Сначала ребенку дают послушать, какой «голос» у каждого из двух предметов; затем просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звук одним из этих предметов. Потом просят ребенка отгадать, какой предмет или игрушка звучала. Для полноценного формирования слухового внимания и слухового восприятия узнавание или различение звуков очень важно производить только на слух, исключая зрение.
2.Игры на различение звуков по силе (громко - тихо). Это игры типа, «Какие часы тикают?», «Какой зайка стучал?» и т. д. Взрослый предлагает ребенку послушать, как тикают большие часы, громко произнося: «Тик-так», а затем как тикают маленькие, тихо произнося: «Тик-так». Затем произносят «тик-так» то громко, то тихо и предлагают ребенку угадать, какие часы тикали? По такому же принципу проводятся игры типа, «Какой зайчик стучал? Какая кукла плакала?» и т. п.
3.Игры на определение направления звука. Это игры типа «Угадай, где стучит (звенит)?». Например, мобильный телефон, на который производится звонок с другого телефона (заведенный будильник и т. д.) прячется в разных легкодоступных местах. Ребенок отгадывает, откуда исходит звук.
4.Игры на узнавание знакомых людей по голосу, животных и птиц по звукоподражаниям.  Это игры типа «Кто позвал?», «Кто в гости пришел?». Сначала ребенка знакомят со звукоподражаниями различным животным и птицам (му-му – мычит корова, ква-ква-ква – квакает лягушка, ко-ко-ко – кудахчет курочка и т. д.). Затем ребенка просят отвернуться или закрыть глазки и воспроизводят звукоподражание одного из этих животных или птиц. Потом просят ребенка отгадать, кто их позвал? (к ним в гости пришел?). Очень полезно  знакомить детей и с настоящими голосами животных и птиц, а потом проводить игры на их различение.

Игры по развитию фонематического восприятия у детей от 3 до 4лет.
Игры по развитию слухового восприятия на материале неречевых звуков:
Повторять игры, которые проводились с детьми от 2 до 3 лет. Это игры на различение звуков окружающего мира и звуков, специально производимых взрослыми. Если до этого подобные игры не проводились, то с них надо и начинать. Когда дети научатся различать два звука, можно увеличить количество звуков, предлагаемых для различения.
Игры по развитию фонематического восприятия на материале речевых звуков:
1. Игры на знакомство с понятием «звук» и органами артикуляционного аппарата. Люди умеют издавать (произносить) разные звуки. Например, девочка плачет: «ААА…». У мамы болит зуб и она стонет: «ООО…», и так далее. Из звуков образуются слова. Говорить звуки нам помогают губы, зубы и язык. И рассматриваем вместе с ребенком, что делают губы, зубы и язык при произнесении тех или иных звуков. Одновременно дети знакомятся и с разнообразием речевых звуков.
2. Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук».  Взрослый и ребенок договариваются, какой звук будут «ловить». Ребенку предлагается хлопнуть, или поднять руку, если он услышит этот звук. Например, звук [А]. И предлагается ряд изолированных звуков: [У, А, А, О, И, А, М, К, А]. Произнося эти звуки, взрослый закрывает свой рот экраном (карточкой, листом бумаги), чтобы ребенок выделял звук только на слух.
3. Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости - глухости. Например, взрослый предлагает ребенку послушать звук [ССС], обращает внимание, что он похож на  свист водички в кране. Потом послушать звук [ЗЗЗ], обращает внимание, что он похож на пение комарика. Затем взрослый произносит то звук  [З], то звук  [С]  и просит ребенка угадать, кого или что он слышит сейчас, комарика или водичку? То же и с другими парами. Предметы или живые существа можно предлагать и другие, лишь бы звук, издаваемый ими, напоминал соответствующий речевой звук. Например, звук [Ш] похож на шипение не только змеи, но и гуся.
ЗЗЗ - звенит комарик, ССС - свистит водичка в кране.
ВВВ - воет вьюга,  ФФФ - фыркает ежик.
ДДД - стучит клювом дятел, ТТТ - стучат колеса вагона.
ГГГ - гогочет гусь, ККК - капают капли дождя.             
БББ - стучит барабан, ППП - пыхтит паровоз.
ЖЖЖ - жужжит жук, ШШШ - шипит змея и так далее.
4. Игры на повторение серий слогов с общими гласными и разными согласными звуками. Сначала из двух, а к концу года из трех слогов: ба-да, фа-ха, па-ка, ма-ва-ха, га-да-ба и т.п. (аналогично с гласными у, о, ы). Это игры типа «Повтори, не ошибись!»
5. Повторение серий из двух, а к концу года из трех слогов с согласными звуками, различающихся по звонкости - глухости: па-ба, да-та, бу-пу, по-бо, ва-фа, ка-га, го-ко; па-ба-па, ба-па-па, па-па-ба, ба-ба-па и т. д. Это игры типа «Повтори, не ошибись!»
6. Игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов. Детям предлагается хлопнуть, когда они услышат правильно произнесенное слово, например: банан, баван, канан, банан, банат, банан, даван, баман, банан, банан;
 клетка, кьетка, клетта, клетка, кветка, кнетка, клетка, хлетка, клетка;
 автобус, автокус, мавтобус, автобус, автобус, автобут, кавтобус, автобус, авнобус, автобуш и так далее.
7. Игры на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть или произвести какое-либо другое действие, если он услышит в слове:
рычание собаки (РРР) -  рыба, доска, окно, карман, стол, повар, роза, фонтан, горка, …;
мычание коровы (МММ) -  мышь, кукла, гном, банан, сумка, мак, шкаф, замок, окна, сом, …;
свист водички (ССС) - сок, поднос, вата, кусты, кукла, сапоги, диван, ноги, автобус ...;
гудение комара (ЗЗЗ): замок, пальто, козы, зайка, лейка, зубы, береза, акула, шкаф, забор, …;
шипение змеи (ШШ): шуба, банан, шапка, платье, кошка, душ, помидор, клоун, лошадь, …;
жужжание жука (ЖЖЖ) - жаба, рука, конь, жираф, ведро, ежик, лопата, стакан, художник, пожар и так далее.
            На начальном этапе нужный звук надо выделять протяжным произнесением: рррак, гноммм, капуссста, жираффф. Следует только учесть, что звонкие согласные  в конце слов и перед глухими согласными оглушаются, поэтому нельзя предлагать детям в этих играх такие слова, как «нож, кружка» для игр со звуком [ж]; «дуб, зубки» для игр со звуком [б] и т. п.
8. Игры на усвоение понятия «ряда» на примере персонажей сказки «Репка» и построений игрушек и детей в ряд. На примере героев сказки выяснять, кто пришел тянуть репку первым, то есть в начале (дед); кто последним, то есть в конце (мышка). Кто находится между первым и последним? Они все в середине: вторая - бабка, третья - внучка, четвертая – собака Жучка, пятая -  кошка Мурка. Необходимо только помнить, что героев или игрушки для подготовки к звуковому анализу нужно располагать и считать только слева направо (как пишем буквы в словах).
9. Игры на развитие умения выделять первый и второй звук из рядов, состоящих из 2 гласных звуков: «Ау» - кричит человек, заблудившись в лесу. «Уа» - кричит малыш, «иа» - похоже на крик ослика.  И учим слышать и называть первый звук, например, в слове «ау», используя прием прихлопывания рта при протяжном произнесении этих слов. Произносим все слово (этот же прием можно использовать и при выделении любого первого звука в слове), затем обращаем внимание, что сейчас скажем это же слово, но дети услышат только первый звук, потому что мы не дадим своему рту произнести другие звуки, так как захлопнем рот рукой. После этого произносим, протягивая, первый звук, а затем прихлопываем рот рукой и утрированно беззвучно «договариваем» все слово.
Затем учим слышать последний (второй) звук  в слове «ау». К концу четвертого года жизни можно предлагать (если ребенок умеет выделять количества, состоящие из 3 предметов) ряды из 3 гласных звуков. И прислушиваться, какой звук в этом ряду первый, какой второй, какой третий (он же и последний). Обращать внимание детей на то, что первый звук – он в начале слова. Третий звук – последний (в конце слова), а второй – в середине слова.

Игры по развитию фонематического восприятия и первоначальных  навыков звукового анализа у детей от 4 лет и старше.
    Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. Звуковой анализ слов представляет значительные трудности для большинства детей. Поскольку слово представляет собой определенную пространственно-временную последовательность звуков, то затруднения неизбежны, если на предыдущих возрастных ступенях, дети не усвоили понятие «ряд». То есть, если они не усвоили понятия: справа, слева, перед, за; между, в середине; первый, в начале; последний, в конце. А это знания, на которые необходимо опираться при формировании навыков звукового анализа и синтеза. Поэтому до начала работы   над  звуковым   анализом   необходимо проверить, всеми ли детьми усвоено понятие «ряда». С теми, кто не усвоил необходимо   проводить   специальные   игры  и  упражнения  в построении и анализе различных предметных рядов (герои сказки «Репка», построение детей, предметов, игрушек с различными изменениями ряда), то есть повторять игры, которые проводились с детьми до 4 лет. Также необходимо с детьми данного возраста продолжать повторять игры и на развитие фонематического восприятия, которые проводились в предыдущем возрасте, только при этом еще и усложняя задания. Например, при играх на различение изолированных звуков включать игры и упражнения на различение звуков не только по глухости-звонкости, но и по твердости- мягкости.
1.Игры на знакомство с понятием «звук», «слово». Звуки мы слышим ушами. Люди умеют произносить много разных звуков, например: [А__, И__, У__, М__, С__, К, Т] и так далее. Из звуков получаются слова. Слова бывают длинные – в них много разных звуков и короткие – в них мало звуков. Например, заблудившись в лесу, люди кричат: «Ау»! Это короткое слово, в нем  мало звуков (выяснить, что в этом слове всего 2  звука и установить, какой звук первый, какой второй). Слово же «витамины» - длинное слово, в нем много звуков. Слово «кот» - короткое слово, в нем мало звуков. А теперь скажите, какое слово длиннее: «дом» или «апельсин»? В каком слове – «апельсин» или «дом» больше звуков? Просить детей придумать слова, в которых много звуков (длинные слова), мало звуков (короткие слова). И так далее.
2.Игры на различение изолированных речевых звуков. Это игры типа «Поймай звук» (для тех детей, кто не усвоил это ранее).   
3.Игры на различение изолированных согласных звуков по звонкости-глухости (для тех, кто не усвоил ранее).
4.Игры на различение изолированных согласных звуков по твердости (сердитые звуки) – мягкости (ласковые звуки), например:
МММ - мычит корова -----------------------  МЬ(М'М') - мычит теленок.
ННН - ноет мальчик -------------------------- Н'Н'Н' - ноет маленькая Нина.
ВВВ - воет злая, сердитая вьюга ----------- В'В'В' - ласково поет маленький ветерок.
ФФФ - фыркает большой еж ---------------- Ф'Ф'Ф' - фыркает ежонок.
ППП - пыхтит большой паровоз ------------ П'П'П' - ласково пыхтит чайник.
БББ - стучит большой барабан -------------- Б'Б'Б' - ласково стучит маленький бубен.
ТТТ - стучат колеса вагонов ----------------- Т'Т'Т' - ласково тикает будильник.
ДДД - стучит клювом большой дятел -----  Д'Д'Д' - стучит клювом маленький дятел.
ККК - капают большие капли дождя ------- К'К'К' - капают маленькие капли.
ГГГ - гогочет большой гусь сердито ------- Г'Г'Г' - ласково гогочет гусенок.
ХХХ - храпит дедушка ------------------------ Х'Х'Х' - хихикает девочка.
ССС - свистит сердито струя воды --------- С'С'С'- свистит маленькая струйка водички.
ЗЗЗ - звенит большой комар ------------------ З'З'З' - звенит маленький комарик.
ЛЛЛ - гудит сердито самолет ---------------- Л'Л'Л' - гудит маленький колокольчик.
РРР -  рычит злая собака ---------------------- Р'Р'Р' -  рычит щенок.
Проводятся по аналогии с играми на различение звуков по глухости – звонкости. То есть, сначала детей знакомят со звучанием твердого и мягкого варианта и обращают внимание, на какие природные  звуки они похожи. Аналоги природных звуков можно предлагать и другие, лишь бы они напоминали нужный речевой звук.
5.Продолжать проводить игры на повторение серий слогов с общими гласными, но разными согласными звуками, различающимися не только по звонкости – глухости, но и по твердости – мягкости (ма-мя-ма, ма-ма-мя, мя-мя-ма и т. д.)
6.Продолжать игры, направленные на различение правильно и неправильно произносимых слов (с теми, кто еще ошибается).
7.Продолжать игры, направленные на умение слышать и различать звуки в словах. Ребенку предлагается хлопнуть, топнуть, поднять руку и так далее, если он услышит в слове нужный (который вы договорились «ловить») звук.
8.Игры на развитие умения делать звуковой анализ и синтез рядов из 2, затем из 3 гласных звуков (для тех, кто не усвоил): АУ, УА, ИА, ИАО, и так далее. При затруднениях в определении звуков в трехзвуковом ряду проводить аналогию с рядом из 3 игрушек, то есть повторить на игрушках, какая из них в начале ряда (первая), какая в конце (последняя), какая в середине (между первой и последней).
9.Игры на выделение первого гласного звука в словах: А - Аня, аист, ...; О - Оля, ослик, окна, обруч, облако и так далее. Только для выделения звука [О] нельзя использовать слова с безударным звуком [О], например, окно - [акно], очки - [ачки]. У - Уля, утка, улица и так далее; И - Игорь, ива, иголка и так далее.  
10.Игры на выделение согласных звуков из конца слов: мак, ослик - К; кот, бегемот - Т; дом, гном - М и так далее. Назови последний звук в слове «мак». Послушай, какой звук прячется в конце слова «мак»? И так далее. На начальных этапах нужный звук выделять голосом.
11.Игры на выделение гласных звуков из конца слов: дома, стена, лиса – А; столы, блины, киты – Ы; пироги, сапоги - И;  кольцо, яйцо, пальто – О; кенгуру - У. На начальных этапах нужный звук также  выделять голосом.
12.Игры на выделение первого согласного звука из начала слов.
 Чтобы эти задания не вызывали у детей особых затруднений необходимо предлагать детям речевой материал в определенной последовательности, обусловленной закономерностями процесса развития фонематических функций. Сначала детям проще выделять взрывные согласные вне слияния с гласными (П – платье, К - кнопка). Потом можно предлагать выделение щелевых [Ф, Ф', В, В', С, С', З, З', Ш, Ж, Щ, Х, Х'] и смычно-проходных [М, М', Н, Н', Л, Л'] звуков из позиции сначала вне слияния с гласными (С – слон, Ш - шкаф) и только после этого при слиянии с гласными (С – сок, М – муха).  Тогда выделение взрывных согласных из позиции  при слиянии с гласными, которое у многих детей вызывает значительные трудности, будет легко и быстро усваиваться ими. Тем более, что сначала можно использовать выделение утрированно произнесенного взрывного согласного при слиянии с гласным (Д-ом, Д-ень) и только после этого переходя к выделению бегло произносимого (Дом, День).
13. Игры на определение позиции звука в слове.  

*Развитие речевого дыхания.

    Неправильное речевое дыхание нередко является причиной ряда речевых нарушений. Например, нарушения плавности речи, когда ребенок нерационально использует выдох воздуха и вынужден добирать его в середине фразы и даже слова, проглатывание окончаний и т. д. Из-за неправильного речевого выдоха может происходить позднее или неправильное освоение некоторых звуков. Так у некоторых детей даже старшего дошкольного возраста может отсутствовать звук [Р] или сформироваться его горловое произношение лишь потому, что ребенок не может произвести целенаправленный достаточно сильный и продолжительный выдох, который необходим для вибрации кончика языка при произнесении этого звука.
Для формирования правильного речевого выдоха уже с  детьми раннего возраста необходимо проводить подготовительную работу — учить их производить короткий, без напряжения мышц лица и шеи, вдох и плавно, бесшумно выдыхать через рот, вырабатывая достаточно сильный выдох. Полезно ежедневно выполнять с детьми различные дыхательные упражнения и игры, которые можно подобрать из предложенных ниже, в зависимости от уровня и качества развития их речевого дыхания. Время выполнения этих упражнений от 3 до 6 минут, в зависимости от возраста.
*Игры на формирование сильного целенаправленного выдоха:
- дутье на тонкие бумажные полоски, ватку, легкие шарики, бумажные и картонные фигурки, плавающие в тазике фигурки и т.п. Цель: как можно дольше удержать полоску (ватку и т. д.) в отклоненном состоянии, а плавающую фигурку отогнать к противоположному концу тазика;
- игра на детских духовых музыкальных инструментах;
- пускание мыльных пузырей, надувание воздушных шариков;
- дутье вверх, не давая упасть воздушному шарику, кусочку ваты и т. п.;
- игры типа «Загнать мяч в ворота» - вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик – «мячик», загоняя его в «ворота», например, между двумя кубиками. Следить, чтобы шарик загонялся на одном выдохе и щеки не надувались;
- игры типа «Кто дальше загонит мяч?» - улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы длительно произнося звук [Ф], сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы щеки не надувались, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук [Ф], а не [Х], то есть воздушная струя была узкая и сильная, а не рассеянная. В противном случае очень велика вероятность возникновения у детей вместо нормального [Р] его искаженного варианта – горлового.
- игры типа «Ракета» - на кончик носа (космодром) положить ватку (ракету). Широкий кончик языка в форме чашечки прижать к верхней губе. Сдуть ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, а ватка летела строго вверх.
    *Игры на развитие речевого выдоха:
- слитное произнесение на одном выдохе сначала одного, а потом нескольких гласных звуков [а, уа, ау, иа] и т. п. Нужно учить детей произносить эти звукосочетания на одном выдохе, плавно переходя от произнесения одного звука к другому.
- произнесение на одном выдохе различных звукоподражаний;
- произнесение на одном выдохе различных фраз, с детьми старше 4 лет можно уже брать фразы из 5 слов, с младшими – с меньшим количеством слов;
- произнесение различных чистоговорок с чисто произносимыми детьми звуками:
    ать-ать-ать, мы идем гулять;
та-та-та, мы увидели кота;
то-то-то, синее  пальто и так далее.

* Развитие артикуляционного аппарата.

Одной из основных причин несовершенства звукопроизношения детей становится недоразвитие артикуляционной моторики. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата. В младшем возрасте целесообразно использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный профилактический комплекс упражнений. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, движения органов артикуляции уточнялись  и совершенствовались. Воспитателям лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком с подгруппами из 4-6 детей, а родителям можно заниматься в любое удобное время, в том числе и вечером. Продолжительность занятий составляет от 3 до 5 минут в зависимости от возраста. Каждое упражнение проводиться в занимательной игровой форме  и повторяется 5-10 раз (в зависимости от возраста). При отборе упражнений надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении тело не напряжено. Взрослый должен следить за качеством выполняемых движений (точность, плавность, нужный темп, координированный переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к левой и правой стороне лица), иначе артикуляционная гимнастика не достигнет своей цели. Артикуляционных упражнений очень много, много и литературы с их фотографиями или рисунками. Почти у каждого артикуляционного упражнения в зависимости от воображения авторов есть несколько вариантов их названий. Главное выбрать из всего этого многообразия 3 – 5 самых необходимых упражнений.

Примерные комплексы основных профилактических артикуляционных игр-упражнений для разных возрастных групп.
 Для детей от 2 до 3 лет:
1. «Окошко» - широко открыть рот (открыли окно), закрыть рот (закрыли окно).
2. «Заборчик (Улыбочка)» - улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы. Затем «Дудочка» - с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), чтобы играть на дудочке или «Слоник пьет» -  с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты), как хоботок слона и «набирать водичку», слегка причмокивая. «Заборчик» и «Дудочку» чередовать. Повторять это чередование 5 - 6 раз.
3. «Месим тесто» - улыбнуться, высунуть язык и пошлепать его губами: «пя-пя-пя-пя…», затем слегка покусать кончик языка зубами. Повторять  5 - 6 раз.
4. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот и кончик языка, как часовую стрелку переводить из одного уголка рта в другой.
5. «Загнать мяч в ворота».
     Для детей от 3 до 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Дудочка». Когда это чередование будет выполняться легко и свободно, «Дудочку» заменить «Трубочкой» - зубы сомкнуты, губы округлены и слегка выдвинуты вперед, как при произнесении [О]. Следить, чтобы при этом были видны верхние и нижние зубы. Повторять это чередование 5–7 раз.
2. «Лопата» - рот приоткрыт, губы в улыбке. Широкий передний край языка положить на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-7. Или «Месим тесто» если «Лопата» еще не получается.
3. «Часики». «Лопату» и «Часики» чередовать. Повторять это чередование 5–7 раз. Постепенно пробовать заменить  «Часики» «Иголочкой» - узкий, напряженный язык высунут вперед. Удерживать в таком положении на счет от 1 до 5-6. Когда «Иголочка» будет получаться, чередовать «Лопату» и «Иголочку». Повторять 5 – 7 раз.
4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу движением сверху вниз и спрятать язык в глубь рта. Повторять 5 – 7 раз. Постепенно пробовать заменить его «Чашечкой» - улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму чашечки.
 5. «Кто дальше загонит мяч?»
Для детей с 4 лет:
1. «Заборчик (Улыбочка)» - «Трубочка». Повторять это чередование 7–10 раз.
2. «Блинчик (Лопата)»- «Иголочка» - «Чашечка». Каждую позу удерживать на счет от 1 до 7-10. Повторять это чередование 5-7 раз.
3. «Качели» - улыбнуться, открыть рот. Широкий кончик языка поместить за верхние зубы. Удерживать эту позу на счет от 1 до 5-10. Затем широкий кончик языка поместить за нижние зубы и тоже удерживать в этой позе на счет от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась, и все время были видны и верхние и нижние зубы. Повторять 5-10 раз.
4. «Барабанщик» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка постучать за верхними зубами: «Д-Д-Д». Сначала медленно, чтобы отработать правильность позы и движения, затем темп убыстряется. Следить, чтобы нижняя губа не натягивалась на зубы, чтобы звук [Д] был четким, а не хлюпающим.
5.  «Ракета
Если какая-то поза или движение не получается, то всегда можно найти более  простое упражнение, доступное детям этого возраста, и от него перейти к нужной позе или движению. Если у ребенка не получается, например, «Иголочка», то с этим ребенком отрабатывается упражнение «Часики». При остановке языка-«стрелочки» по середине получается «Иголочка». «Чашечка» получится, если ребенок научится выполнять «Вкусное варенье». Таким же образом вводятся другие более сложные позы и движения.
Выполнение этих комплексов уже через 2 - 3 месяца дает видимый результат, приводит к более быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Кроме того, в процессе работы по формированию правильного произношения, начиная уже с 2 лет необходимо уделять больше внимания уточнению и закреплению произношения изолированных звуков. Начинать, конечно же, нужно с самых простых звуков: гласных [А, У, И, О]; согласных [П, Б, М, В, Ф]. Эта работа необходима, так как при этом идет развитие артикуляционного аппарата и его подготовка к усвоению более сложных звуков. Например, проводя упражнения по закреплению звука [И], мы готовим артикуляционный аппарат ребенка к усвоению и правильному произношению свистящих звуков [С], [З], так как свистящие звуки имеют много общего в артикуляционном укладе со звуком [И].
Для развития артикуляционного аппарата также необходимо широко использовать звукоподражания (га-га-га – кричит гусь, ко-ко-ко – кудахчет курочка, пи-пи-пи – пищит мышонок и т. д.), имитацию различных шумов (тик-так – тикают часы, бум-бум – стучит барабан и т. д.) с опорой на наглядность - игрушки, картинки. Очень полезны задания, в которых нужно произносить звуки и звукосочетания, требующие резкой смены положения губ или языка. Например, со звуками [У] и [И],   [О] и [И], так как при произнесении этих пар губы то вытягиваются вперед в форме трубочки: [У], [О], то раздвигаются в улыбке: [И].
Таким образом, своевременное оказание  помощи детям по перечисленным выше направлениям имеет не только большое профилактическое значение, способствуя уменьшению количества детей с нарушениями речи, но и коррекционное, так как позволит ускорить процесс коррекции речи у детей с ее выраженными нарушениями.  

Использованная и рекомендуемая литература
1. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. Методическое пособие. СПб., 2000.
2. Костыгина В.Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. Дмитров. Издательский дом «Карапуз», 2003.
3. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. М., 2007.
4. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989.

Категория: Коммуникация | Добавил: Admin (24.12.2012)
Просмотров: 2979 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.