МБДОУ № 7 "Радость"
Воскресенье, 15.07.2018, 23:53

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Познание

Реализация экологического воспитания дошкольников с учётом ФГТ в условиях зимнего сада
Реализация экологического воспитания дошкольников с учётом ФГТ в условиях зимнего сада.
Вострова Е.В., воспитатель МБДОУ № 7

Экологическое образование охватывает как рациональную, так и эмоциональную сферу ребенка. Опыт убеждает, что лозунги и даже самые хорошие книги и фильмы недостаточны для формирования активного экологического сознания. Сознание формируется в процессе деятельности. Если мальчик или девочка огораживают муравейники, спасают мальков, они как бы участвуют в работе самой природы. Здесь воспитывается не просто милосердие, а происходит нечто большее, чему нет названия, что лишь в слабой степени отражает термин «формирование сознания».
Новые нормативные документы вводят дополнительные ограничения в организацию взаимодействия с природой. В СанПиН 2.4.1.2660-10 в пункте 6.13 раскрываются требования к организации уголков и комнат природы, они «могут быть организованы только в отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах. Уборка за животными и уход за растениями может осуществляться только персоналом дошкольной организации. Дети могут осуществлять только полив растений. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается».
Наличие в нашем учреждении зимнего сада – это идеальная возможность для  решения  триединой задачи: охрана природы, ее изучение и экологическое просвещение дошкольников. Зимний сад – это уникальный природный комплекс с богатейшим растительным миром, что дает нам основу для организации экологической работы с дошкольниками. Наше  учреждение  ведет работу по экологическому образованию дошкольников не эпизодически, а на постоянной основе, так как круглый год детей окружает разнообразный мир зеленых насаждений. Отправляясь в зимний сад, настраиваю ребят на улыбку, на доброе уважительное отношение ко всему, с чем мы повстречаемся.  Занятия в зимнем саду создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания элементарного экологического сознания. Даю ребятам понятие о том, что и растения и животные – живые существа, они дышат, питаются, растут, а самое главное, как и человек, чувствуют боль. Сломанная ветка, сорванный цветок, срубленная елка плачут и просят о помощи. Малыши ощущения свои сохраняют надолго, если они (ощущения) эмоционально окрашены.
Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (далее ФГТ), диктует новые требования к работе дошкольных образовательных учреждений. Основными направлениями дошкольного образования названы: познавательно-речевое; физическое; социально-личностное; художественно-эстетическое. Каждому направлению соответствуют образовательные области (далее ОО). Содержание экологического образования детей дошкольного возраста определяют ОО: «Познание», «Безопасность», «Труд».
- ОО «Познание» обеспечивает формирование у ребенка целостной картины окружающего мира; развитие интереса к предметам и явлениям окружающей действительности, местам обитания человека, животных, растений; формирование экологических представлений, ценностных основ отношения к окружающему миру, удовлетворение детской любознательности, не подавив при этом интереса к узнаванию природы, привитие первых навыков активности и самостоятельности мышления.
- ОО «Безопасность» обеспечивает формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); представлений об опасных для окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для окружающего мира природы поведения.
- ОО «Труд» обеспечивает формирование положительного отношения к труду (в природе); воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
В соответствии с ФГТ основными моделями образования детей дошкольного возраста стали: совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей. Особенностью новых подходов к дошкольному образованию являются итоговые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые описывают интегративные качества ребенка. Сегодня, как никогда актуальны вопросы, связанные с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы. Результативность и успешность процесса экологического образования детей зависит от ряда педагогических условий, которые сознательно создаются в учебно-воспитательном процессе и которые должны обеспечить наибольшее эффективное формирование и протекание необходимого процесса.
Работу по экологическому просвещению провожу по следующим направлениям:
экологические занятия и игры,
экологические экскурсии и походы,
путешествия по экологическим тропинкам,
наблюдение и уход за растениями,
труд в природе,
исследовательская деятельность,
проведение природоохранных акций, выставки,
экологические праздники и развлечения.
Значительная часть экологических занятий проходит в зимнем саду, поэтому он оригинально и своеобразно оформлен – это залог создания у детей позитивного настроения, формирования интереса к занятиям, неповторимой творческой атмосферы. Просторное помещение зимнего сада позволяет играть с детьми в различные экологические игры, подобранные специально к изучаемой теме. Например, отгадывая экологические загадки, ребенок должен не только отгадать нужное животное, но и найти его среди иллюстративного материала в зимнем саду. Другой вариант игры – найти растение по описанию или по фотографии и назвать его.
Наиболее эффективными являются игровые методы, поскольку в игре ребенок отражает свое отношение и переживание к окружающей действительности. Особой формой экологической работы, на мой взгляд, является - ролевая игра. Немалый интерес у детей вызывает ролевая игра «Маленький знаток природы». Вначале детей знакомлю с каким-либо растением, его особенностями и образом жизни на занятии, а потом, придя в зимний сад уже с определенным багажом знаний, дети выступают в роли экскурсовода. Так дети учатся преодолевать застенчивость при публичных выступлениях, при этом легко делятся имеющимися знаниями с окружающими.
Сюжетно-ролевая игра «Доктор Айболит» позволила выявить отношение детей к больным, нуждающимся в заботе и уходе животным, увидеть имеющиеся у них умения оказывать помощь нуждающимся. Через игру отрабатывались полученные знания о способах проявления заботы о живом существе.
В экологическом просвещении дошкольников  большую роль играет сенсорный опыт детей, который стремлюсь использовать в самых разных ситуациях: уточняю цвет, форму, размер, запах, характер поверхности и другие особенности. Учу сравнивать растения. Ведущий метод на таких занятиях – обследование. Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения, так как их форма во все сезоны года не меняется. Предлагаю не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладь листьев фикуса и бархатистость фиалок. Сравнивая растения, отмечаем их различия: у фиалок стебель короткий, тонкий, прозрачный. Листья небольшие, нежные, светло-зеленые. У фикуса листья большие, яркоокрашенные, ствол толстый.
Наблюдая за растениями, дети знакомятся с функциями их органов: корнями растение удерживается в земле, всасывает воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу) идут к листьям. Листья нужны, чтобы поглощать свет. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание взаимосвязанной работы живого организма в целом.
Важным, при организации экологической работы с детьми, считаю их непосредственное общение с животными. В последнее время стало трудно знакомить дошкольников с животными. В нашем зимнем саду раньше содержались: кролик, курица, петух, ежик, хомячки, морские свинки, попугайчики, черепахи и мы не по картинкам знакомили детей с этими существами.
СаНПиН запрещает содержать в группах животных. Как же знакомить детей с ними? По картинкам? Иллюстрациям? А как же чувственный опыт? Вопрос остаётся открытым. Народная мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я пойму, дай потрогать - и я запомню»... Большое значение уделяю проведению природоохранных акций. Это мероприятия, направленные на охрану объектов природы.
Их цель: привлечение внимания граждан к проблеме сохранения живой природы; формирование у детей  экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.
Вместе с детьми провели такие экологические акции, рейды, субботники: «Лес – это тоже наш «дом», «Спасём Ёлочку», «Помогите птицам»; выставки поделок «Северный олень», «Ёлочка – красавица», рисунков: «Ёлочка-красавица». Проведение таких акций вызывает у детей радостное ощущение праздника, чувство собственной значимости и гордости за сделанную работу.
К.Д. Ушинский писал: «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка это действительно событие в детской жизни, и что ребенок считает дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы». С большим удовольствием наши дети принимают участие в экологических праздниках и развлечениях, таких как: «Праздник урожая», «Наши друзья – птицы», «День Земли».
Экологическая деятельность дошкольников носит имитационный характер, поскольку она моделирует жизненную практику и направлена на овладение конкретными практическими умениями. В связи с этим обозначаю ее, как экологически ориентированную деятельность, в содержании которой выделяются познавательная, практическая, ценностно–ориентированная экологические деятельности. К познавательной относятся: наблюдение, экспериментирование, моделирование, коллекционирование. Практическая связана с формированием взаимодействия с природой. К ней отношу: труд в природе, природопользование, природоохранную деятельность ( организованные, как экологически ориентированные), игровую, речевую, художественную деятельность. Ценностно-ориентированную деятельность в природе направляю на приобретение опыта ценностных ориентаций и оценочных суждений (критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, выбор решения, поведения). Формирование экологического отношения начинаю с накопления опыта в эмоциональной сфере через непосредственный контакт с естественной природой. Благодаря экологической практике у детей формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые они стремятся удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых. В экологическом образовании изменились варианты диагностики, они теперь направлены прежде всего не на проверку знаний ребенка, а на развитие его познавательного интереса, исследовательской деятельности.
Использую «уголки-лаборатории», которые побуждают детей к наблюдению и экспериментированию. Все материалы и оборудование «лаборатории» находятся в полном распоряжении детей, многие материалы универсальны: лоскутки ткани, бумага, кусочки дерева, камушки, гайки, болтики и другие ценнейшие вещи, которыми часто переполнены карманы юных исследователей. Эти предметы служат источником новых замыслов и одновременно материалом для создания самых разных проектов. Стимулирование и саморегуляция познавательной деятельности в этих условиях осуществляется за счет любознательности детей.
Для развития у дошкольников познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности проводим с детьми разнообразные наблюдения, опыты и эксперименты. Для этого имеется необходимое оборудование. Занятия проводим в игровой форме, так как именно игра наиболее близка дошкольнику.
Одной из главных задач трудового воспитания дошкольника является формирование положительного отношения к труду и понимание общественной значимости труда. Поставила перед собой  задачу сформировать у детей представления о значимости труда и привитие детям трудовых навыков. Для этого в нашем детском саду созданы все необходимые условия. Совместный с взрослым труд в зимнем саду дает возможность видеть его результаты, закреплять знания и умения, гордиться своими достижениями.
Наши воспитанники с удовольствием ухаживают за растениями: протирают их, рыхлят почву, поливают, участвуют в пересадке, рассказывают обо всем, что они делают родителям. Наша работа находит понимание и поддержку со стороны родителей. Папы помогают в ремонте и изготовлении орудий труда: лопат, грабель, носилок. Мамы с удовольствием участвуют в субботниках.
Результатом работы стало формирование у детей психологической готовности к труду. А это имеет большое значение для формирования личности ребенка.
Дети учатся видеть и понимать природу, начинают осознавать, какая опасность может грозить животным и растениям в современном мире, почему их необходимо охранять и беречь.
Таким образом, в современных условиях экологическое образование тесно связывается с развитием личности ребенка, его деятельности, со способами освоения ребенком разных сторон действительности, в том числе и природы; созданием условий, учитывающих особенности развития, интересы детей. Целевыми ориентирами экологического образования становятся формирование инициативного, любознательного, активного, эмоционально отзывчивого и самостоятельного ребенка; отказ от  школьных форм организации обучения.

Категория: Познание | Добавил: Admin (26.05.2013)
Просмотров: 2589 | Рейтинг: 0.0/0
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.