МБДОУ № 7 "Радость"
Понедельник, 18.06.2018, 21:58

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Социализация

Влияние игры на социальное развитие ребенка
«Влияние игры на социальное развитие ребенка»

Тулупова Г.В., воспитатель МБДОУ № 7, первая квалификационная категория
 Региональный научно-практический семинар, МГГУ, 2013 г.

Социальное развитие ребенка – это процесс, во время которого усваиваются ценности, традиции, культура общества, к которому принадлежит малыш. Общаясь со сверстниками взрослыми, играя, занимаясь, маленький человек учится жить по определенным правилам, учитывать интересы других людей, нормы поведения.
Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и любимый вид детской деятельности. Внутри игры развивается наглядно – образное мышление, воображение, речь, способность к творчеству. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.
В исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца игра определяется как ведущий вид деятельности, который  возникает не путем спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действие в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.
Игра является важным условием социального  развития детей: в игре они учатся понимать чувства и состояния  других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Через игровые действия ребенок может неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их, в результате чего игра имеет для него психотерапевтический эффект.
Особое значение игра имеет для становления самых разных форм произвольности детей – от элементарных до самых сложных.
Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности, ребенок раньше всего научается управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. Чтобы игра стала действительно развивающей, ребенку сначала нужно научиться играть, а уже после этого он может развивать, дополнять и даже придумывать новую, свою игру.
Для формирования игры в своей группе мы учим детей обдуманно выбирать игру, выстраивать последовательность игровых действий, ставить цель, распределять роли.
Предлагаем детям выстроить целостную игровую ситуацию, в которой все действия взаимосвязаны и осуществляются в логической последовательности.
Очень важно расширение круга персонажей игры. У детей появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. Замыслы игр становятся более стойкими, иногда они завладевают воображением детей длительное время.
Для того чтобы разнообразить детскую игру мы вместе с детьми изготавливаем и собираем различные предметы заместители, так как задача педагога – научить детей отражать роль без опоры на реальный предмет.
Родители тоже принимают активное участие в сборе материалов для игрушек – заместителей. Наши родители принимали участие в конкурсе на лучшую игрушку из бросового материала.
Вика вместе с мамой сделала для группы забавных животных из различных пластмассовых стаканчиков.  Эти поделки стимулируют детскую игру, игровые действия становятся более обобщенными, а игра более развернутой, интересной, содержательной.
Организуя игру, мы занимаем позицию включенного партнера: даем возможность самому ребенку найти подходящий предмет, назвать его, пояснить  смысл действий, побуждаем к ролевой речи и берем на себя определенную роль.
Каждый этап детского развития построен по одному принципу: вначале открывается ориентация в сфере человеческих отношений, затем следует развитие интеллекта и становление опыта.
Игра показывает ребенку, как можно поступить в той или иной ситуации, какие последствия могут произойти, и  учит поступать максимально правильно при определенных обстоятельствах.
Вместе с детьми мы рассматриваем различные реальные ситуации и проводим игры – драматизации.
Нам помогают театральные куклы и различные персонажи: доктор Айболит, крокодил Гена, Чебурашка и т.д.
Для игр используем пошитые родителями шапочки, фартуки, одежду для кукол. Предложили родителям пошить халаты и колпаки для врача для сюжетно-ролевой игры «Больница».
Эти персонажи и наборы для игр, помогают нам в обыгрывании различных ситуаций, которые требуют особого внимания и наиболее оптимального их разрешения. Например «Ляля заболела» учит детей внимательному отношению друг к другу, взаимоподдержке и т.д.
На дне рождения у куклы Насти – знакомит детей с правилами гостеприимства, учит общению со сверстниками, развивает коммуникативные способности детей.
Дети нашей группы любят придумывать различные сказки, спорные ситуации и разыгрывать их по ролям.
«Поможем Мишке выучить вежливые слова» - на закрепление вежливых слов.
«В гости к Зайчику» - обучение правилам поведения в гостях.
«Телефон» - закрепление манеры разговора по телефону.
Новый игровой опыт передаю детям в совместных играх. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, передающих реальные ситуации. Включаю в общий сюжет такие роли как врача, мамы, дочки, собачки, сестры, брата.
Провожу сюжетно – ролевые игры «Семья», «День рождения», «Зоопарк», «Больница», «Парикмахерская».
Организую с детьми различные формы общения. Провожу с детьми беседы на темы «Какое у тебя имя», «На какого ты хочешь быть похож», «Кто из сказочных героев тебе нравится», «Кто я такой».
Индивидуальные беседы «Что тебя тревожит?», «Почему тебе грустно?», «Чему ты радуешься?», «Что тебя заинтересовало?».
Игры – драматизации «Мамин день», «Вместе с папой», «Брат и сестра», «Веселые и грустные истории».
Рисование на темы «Я познаю мир», «Я нарисую себя», «Солнечный зайчик», «Мамин портрет», «Загадки и отгадки», игры–тренинги, игры– экспериментирования, творческие игры «Делай как я», «Знакомство», дидактические игры «Как правильно поступить».
Достижение положительных результатов в социально-эмоциональном развитии дошкольников невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников.
Родители нашей группы всегда в курсе того, что происходит в детском саду: каковы условия жизни детей, какие программы воспитания реализуются.
Проводим для родителей родительские собрания, консультации, анкетирование, разнообразные памятки, активно вовлекаем родителей в жизнь детского сада.
Моя задача – заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия.
Наши родители сотрудничают с нами, заинтересованы жизнью группы, активные помощники и участники педагогического процесса.
Все это позволяет нам повышать педагогическую культуру родителей.
Важным для меня является открытие детям радости общения, познания, ощущения роста собственных возможностей и самостоятельности. Планируя развивающую среду, я стараюсь учитывать все направления программы, понимаю важность интеграции и учитываю взаимосвязь образовательных областей.
Содержание образовательного процесса – это целенаправленное развитие у ребенка осознанного эмоционально – положительного отношения к себе, другим людям, окружающему миру, умение обходиться с эмоциональными состояниями, мнениями и желаниями самого себя и других, а так же развитие социально-значимых навыков поведения в обществе. Поэтому приучаю играть детей спокойно, не мешая друг другу, объединяться в игре одной игрушкой, развивать игровой сюжет из нескольких, взаимосвязанных по смыслу эпизодов, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
Основная цель для меня – создание комфортных условий в группе, наполнить повседневную жизнь детей интересными делами, стараюсь вовлечь в игру каждого ребенка, провожу работу по развитию социальных способностей у детей.
Мои дети стали более уверенные в себе, жизнерадостные, активные, любознательные, адаптированы к различным социальным ситуациям, а многогранная воспитательно–образовательная работа по социально-эмоциональному развитию обеспечила приобретение моими воспитанниками социального опыта, социальных способов взаимодействия, способов общения друг с другом, умения высказывать свои оценки, умозаключения, суждения.
Таким образом, важно осуществлять социально - эмоциональное развитие детей. А развивающая среда, созданная в группе, приближает два близких ребенку мира – детский сад и семью.
Считаю важным внесение в среду группы социально значимых для ребенка атрибутов (игрушек, семейных фотографий, гербов, альбомов, рассказывающих о семье, ее традициях, интересах) помогающих ему чувствовать себя защищенными и уверенными.
Размещение специального оборудованных пособий в групповом помещении позволяют ребенку заявить о своем «Я». «Я пришел», «У меня сегодня хорошее (плохое) настроение», выразить свои предпочтения в общении со сверстниками.
Проанализировав свою работу, я увидела, что дети моей группы научились эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства. Они стараются выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов,  эмоций, научились различать положительные и отрицательные качества человека, могут дать оценку поступкам героев знакомых сказок, выразить свою симпатию к добрым делам.
Все это даст возможность им в дальнейшем выработать социально значимые мотивы положительного поведения, умения выражать свои потребности, чувства с помощью различных средств коммуникаций.


Категория: Социализация | Добавил: Admin (16.06.2013)
Просмотров: 2058 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.