МБДОУ № 7 "Радость"
Понедельник, 18.06.2018, 21:56

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Здоровье

Формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий

Формирование у дошкольников поведенческих навыков здорового образа жизни посредством здоровьесберегающих технологий

Папоян М.В., воспитатель МБДОУ  № 7 г.,
высшая квалификационная категория
Областная научно-практическая конференция
«Организация здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении",
МОИПКРОиК, г. Мурманск, 2013 г.

Охрана и укрепление здоровья дошкольников, формирование основы культуры здоровья является необходимым условием их разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
В соответствии с Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников рациональная организация образовательного процесса должна обеспечить:
«включение в основную общеобразовательную программу разделов по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни…;
реализацию дополнительных образовательных программ, ориентированных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые могут быть реализованы как в урочной (аудиторной), так и во внеурочной (внеаудиторной) деятельности;
использование форм, методов обучения и воспитания, педагогических технологий, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников;
использование в образовательном процессе здоровьесберегающих приемов, методов, форм, технологий…».[1]
В дошкольном возрасте формируются поведенческие привычки детей, которые оказывают существенное влияние на качество здоровья. Работа по формированию навыков здорового образа начинается с раннего детства, так как именно в этот период закладываются основы двигательной и умственной деятельности, рациональной организации режима дня, питания, закаливания, отношение к вредным привычкам и пр.
Поэтому формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников включает установку на здоровый образ жизни, культуру питания, развитие физических, социальных и личностных качеств ребенка, формирование умений и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Здоровьесберегающее поведение – активная деятельность личности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, включающая отношение к здоровью как к ценности; мотивацию здорового образа жизни, формирование умений, навыков и поведенческих стратегий, необходимых для осознания и оценки собственного здоровья, воспитания культуры здоровьесбережения.
Задачи по формированию навыков здоровьесберегающего поведения включены в Основную общеобразовательную программу дошкольного образования МБДОУ № 7, которая разработана на основе содержания программ: «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т.С.Комаровой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р. Б. Стеркиной,
О. Л. Князевой, Н. Н. Авдеевой; «Здоровье» В.Г. Алямовской.
Основные формы работы по формированию у дошкольников поведенческих навыков ЗОЖ:
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
обучающие, развивающие, творческие игры и игровые упражнения, обеспечивающие возможность приобретения способов выполнения, формирования умений и опыта здоровьесберегающих действий;
познавательные занятия;
опытно-экспериментальная деятельность;
решение проблемных ситуаций, которые применяются для выработки первоначального ситуативного поведения, направленного на охрану и укрепление своего здоровья;
складывающиеся ситуации, включающие применение детьми в повседневной жизни сформированных умений и навыков;
досуги, развлечения и праздники.
Работу по проблеме начали со второй младшей группы. Списочный состав группы 16 человек. Все дети часто болеющие, в том числе: один ребенок с диагнозом «плоскостопие», один – со сколиозом, один – с бронхиальной астмой, три ребенка с аллергическим дерматитом.
Изучив мнение родителей, получив советы специалистов, проведя диагностику физического развития детей нашей группы, оформили карты «Индивидуальный маршрут развития ребенка», что помогло более качественно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку и планировать физкультурно-оздоровительную работу в соответствии с особенностями здоровья детей.
В данную карту занесены общие сведения о ребенке, вид закаливания по месяцам, профилактическая работа, результаты диагностики, содержание оздоровительной работы.
Для осуществления оздоровительных мероприятий пополнили предметно-развивающую среду: приобрели массажеры для ног, тренажеры для зрительной гимнастики, мензурки для полоскания горла травами, сшили и оформили дорожки для профилактики плоскостопия, коврики для релаксации.
Сохранению и укреплению здоровья детей способствуют:
рациональное использование гибкого режима дня,
смена видов деятельности,
ежедневные прогулки, походы, экскурсии,
прогулки в зимнем саду.
Потребность в движении дети реализуют на физкультурных занятиях в спортивном зале и на воздухе, утренней и бодрящей гимнастике, спортивных развлечениях, досугах, коррекционной гимнастике по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.
Для профилактики ОРЗ и гриппа проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия: полоскание горла солевым раствором и травами, питьё лимонно-чесночного коктейля, витаминизация, ароматерапия, закладывание в нос оксолиновой мази, фитотерапия, чесночные бусы и т.д. Особый индивидуальный подход осуществляется к детям с диагнозом аллергического дерматита и бронхиальной астмы.
Используем в работе в работе методики специального закаливания детей А.Уманской и К. Дейнеки, которые включают: закаливающее дыхание, массаж рук, массаж волшебных точек ушек, закаливающий массаж подошв, обширное умывание, босоножье.
Укреплению дыхательного тракта способствуют игровые комплексы дыхательных гимнастик: «Любимый носик», «Поиграем с носиком», которые проводятся во время утренней гимнастики и после дневного сна.
Очень нравится детям самомассаж рук «Поиграем с ручками», «Умывалочка», пальчиковая гимнастика, что значительно стимулирует прилив крови к рукам и повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.
Большую роль для защиты организма от простудных заболеваний и для улучшения работы органов дыхания играет массаж волшебных точек ушек «Поиграем с ушками» и комплекс оздоровительных упражнений для горла. Используем их на занятиях в качестве физкультурных минуток и в свободное время.
Особое внимание уделяем детям с нарушением речевого развития.
После дневного сна проводим массаж стоп, стимулирующий активные точки, расположенные на подошвах ног. Дети ходят по мокрым дорожкам: 1 квартал – 15-20 секунд; 2 квартал – до 1 минуты. Далее переходим к обширному умыванию прохладной водой. Все это способствует повышению устойчивости организма ребенка к резким колебаниям температуры и переохлаждению.
При проведении закаливающих процедур неукоснительно соблюдаются определенные требования: постепенность, последовательность, систематичность, комплексность, учет индивидуальных особенностей ребенка. Поэтому вся работа в комплексе дала положительные результаты по снижению детской заболеваемости и улучшению качества здоровья воспитанников.

 
Разработали перспективно-тематическое планирование по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни и навыков безопасного поведения: «Здоровый человек», «Знания о человеческом организме», «Ребенок в безопасном мире», «Я и другие люди».
Содержание работы обусловлено возрастными особенностями и возможностями детей. Во второй младшей группе формирование культуры здоровья решается посредством организации двигательной активности и воспитания культурно-гигиенических навыков. В средней группе здоровьесберегающее поведение формируется в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности и навыкам здорового образа жизни. В старшем возрасте преобладает работа по формированию умений дошкольника на основе имеющихся знаний самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного, разумного поведения в непредвиденных ситуациях.
Формы работы:
познавательные занятия – «Что находится внутри меня?», «Правильное питание», «Уроки Мойдодыра»;
игры и игровые упражнения – «Полезно – вредно», «Да – нет!», «Помоги себе»;
решение проблемных ситуаций, организация акций – «Если ты остался один дома», «Улица твоего города», «Маленький пешеход»;
развлечения, игры-викторины, праздники, досуги – «Опасные предметы», «Правила безопасности»; «Проделки королевы Простуды», «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Зимняя Олимпиада».
Проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников активно решаем в тесном сотрудничестве с родителями, используя такие формы работы, как родительские собрания и конференции, семейные гостиные, консультации, родительский всеобуч «Здоровье», совместные спортивные праздники и развлечения, прогулки и экскурсии.
Для оценки сформированности поведенческих навыков ЗОЖ используем методику В.А. Деркунской, опираясь на малоформализованные методы: наблюдение, беседа, создание игровых ситуаций, анализ продуктов детской деятельности.





Можно утверждать, что у дошкольников сформировались:
комплекс знаний и представлений о здоровье;
умения и поведенческие навыки здорового образа жизни;
осознание ценности здоровья и ответственного отношения к нему.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий способствует развитию мотивации здорового образа жизни, формированию поведенческих навыков, необходимых для осознания и оценки дошкольниками собственного здоровья, воспитанию культуры здоровьесбережения.

Литература
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 г. Москва "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ".
2. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников".[1]
3. Береснёва З.И. Здоровый малыш. М.: Творческий центр, 2008.
4. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М.: Творческий центр, 2008.
5. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. М.: Творческий центр, 2008.
7. Павлова М.А., Лисогорская М.В. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Волгоград: Учитель, 2009.
    

Категория: Здоровье | Добавил: Admin (16.06.2013)
Просмотров: 3258 | Рейтинг: 5.0/1
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2018.