МБДОУ № 7 "Радость"
Пятница, 26.04.2019, 18:49

Проголосуй за наш сайт




Здоровье [4]
Физическая культура [2]
Коммуникация [6]
Познание [3]
Социализация [2]












конкурс сайтов



Главная » Статьи » Педагогическая гостиная » Коммуникация

В.Н. Рычкова. "Дошкольный логопедический пункт: специфика работы логопеда". Часть 2.

Дошкольный логопедический пункт: специфика работы логопеда.

Рычкова Валентина Николаевна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

 МДОУ детского сада комбинированного вида № 7

 г. Апатиты Мурманской области

 Содержание коррекционно-речевой работы.

            Коррекционно-речевая работа учителя-логопеда обеспечивает индивидуализированный и системный подход к коррекции речевых нарушений у детей. Воздействуя на все стороны развития и личность ребенка, активно вовлекая в коррекционный процесс педагогов ДОУ и родителей, он добивается высокой и устойчивой результативности в коррекционно-речевой работе с детьми даже при тяжелых нарушениях речи.

Формы и режим логопедических занятий: 3 – 4 дня – в первую половину дня (индивидуальные и подгрупповые занятия согласно расписанию занятий, которое составляется после каждой передвижки детей); 1 – 2 дня – во вторую половину дня (индивидуальные занятия и работа с родителями).

Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей и составляет от 3 до 5 занятий в неделю с длительностью от 10 до 20 минут.

            Основная цель индивидуальных логопедических занятий — устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевых нарушений: дислалии, дизартрии, стертой формы дизартрии, ринолалии. В процессе достижения этой цели реализуется принцип системного подхода, который предполагает взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов речи.

            Содержание индивидуальных занятий:

-нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях);

-нормализация артикуляционной моторики;

-нормализация голоса (при дизартриях);

-нормализация речевого дыхания;

-нормализация просодики;

-развитие мелкой моторики;

-уточнение произношения и постановка звуков;

-автоматизация уточненных или поставленных звуков;

-дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами;

-развитие фонематического восприятия и первоначальных навыков звукового анализа и синтеза как органичная составляющая процесса нормализации звуковой стороны речи;

-уточнение, обогащение, активизация лексического запаса, совершенствование грамматического строя и развитие связной речи в процессе работы по коррекции звукопроизношения;

-развитие и коррекция неречевых психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления).

            Подгрупповые занятия организуются по мере необходимости и возможности на определенных этапах логопедической работы для оптимизации коррекционно-речевого процесса.

            Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы.

            1.Логопедическое обследование:

-стартовое (1-ая и 2-ая недели сентября);

-итоговое – оценка результатов коррекционно-речевой работы за учебный год (3-я и 4-ая недели мая)

2.Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных и подгрупповых занятиях).

-формирование сильного длительного выдоха;

-работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом;                                                                                                

-работа над темпом, ритмом и интонацией.                                          

3.Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях).

-выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке тех или иных звуков;

-уточнение произношения и постановка звуков в последовательности, обусловленной отсутствием или наличием патологической симптоматики в артикуляционной области и от степени ее выраженности не придерживаясь традиционного порядка, рекомендующего постановку со свистящих звуков. То есть уточнение или постановка в первую очередь тех звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. Это могут быть шипящие  звуки или звуки [Л], [Р], артикуляционные же уклады свистящих звуков для детей с дизартрией часто являются более сложными;

-автоматизация поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности: слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, стихах, связной речи. Вначале автоматизация проходит с опорой на слуховой образец (повторение за логопедом), затем с опорой только на наглядность (картинки, схемы, символы и т. д.);

-дифференциация  поставленных звуков в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков.

4.Коррекция звуко-слоговой структуры слов (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков):

-работа над односложными словами со стечением согласных в начале или в конце слов (стол, мост);

-работа над двусложными и трехсложными словами без стечения согласных (мука, домик, малина, василек);

-работа над двусложными словами со стечением согласных в начале слов (книга, цветок), в середине слов (окно, палка, капкан), в конце слов (радость);

-работа над трехсложными словами со стечением согласных в начале слов (сметана), в середине (пылинка), в конце слов (машинист);

-работа над двух-, трех-, четырех-, пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (квадрат, мотоцикл, квартира, отвертка, троллейбус, водопровод, сковорода, электричество и т. д.).

5.Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза). На подгрупповых и индивидуальных занятиях и через консультативно-методическую работу с воспитателями согласно принципа природосообразности, то есть следования естественным закономерностям овладения языком и речью, и, в отличие от групп компенсирующей направленности, с разными сроками прохождения отдельных этапов с разными детьми. В отличие от групп компенсирующей направленности, в которых развитие фонематических процессов осуществляется через изучение в определенной последовательности всех звуков русского языка, в условиях дошкольного логопедического пункта целесообразнее проводить эту работу только с частью звуков. Прежде  всего, это все гласные звуки,  нескольких же согласных (от 5 до 10) достаточно, чтобы у ребенка сформировался навык звукового анализа и синтеза. Знакомство  же со всеми звуками проводят воспитатели, согласно требованиям общеобразовательной программы.  

Примерный порядок работы учителя-логопеда по развитию фонематических процессов в условиях логопедического пункта:                                                                                

*работа над понятием ряда (первый, в начале, последний, в конце, в середине; порядковые числительные: второй, третий, ...);

*развитие слухового восприятия на материале неречевых звуков (звуки окружающего мира, звучащие игрушки, музыкальные инструменты и т. п.) и звукоподражаний;

*развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, звукового анализа и синтеза:

-запоминание и воспроизведение серий из двух, а затем из трех слогов;

-выделение речевых звуков из ряда других изолированных звуков;

-определение наличия звука в слове;

-введение понятия «гласные звуки», выделение гласных звуков из начала слов;

 -подбор слов на гласные звуки;

-звуковой анализ и синтез звукосочетаний типа АУ, ИА, АИУ;

-выделение гласных звуков из конца слов (пальто, кенгуру, стихи, столы, пчела);

-выделение гласных звуков в трехзвуковых словах (мак, сок, мышь, кот, кит);

 -введение понятия «согласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук»;

 -звуковой анализ и синтез обратных слогов (ам, ум, им);

-выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из конца слов (угол, уголь);

-звуковой анализ и синтез прямых слогов (ма, му, мы, ми, мо);

-выделение согласных твердых и согласных мягких звуков из начала слов (мак, миска);

-определение позиции согласных твердых и согласных мягких звуков в словах;

-подбор картинок и слов с заданным звуком;

-полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов с гласными: А, У, О, И, Ы, составление схем слов типа «ивы, осы, мак, мир»;

-полный звуковой анализ и синтез слов типа «стол, шкаф, волк»;       

-полный звуковой анализ и синтез двусложных слов без стечения согласных (мука, мухи, киты, паук).

-деление слов на слоги;

-введение понятия «предложение», составление предложений по схемам, подбор схем к предложениям.

6. Грамматический строй речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе  нормализации звуковой стороны речи  и через выполнение заданий с воспитателями и родителями):

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число именительного падежа (стол — столы, лев -  львы);

- преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число родительного падежа (стол — столов, лев — львов);

- согласование числительных с существительными по родам (один петух, одна книга, одно яблоко, два петуха, две книги, два яблока);

- согласование прилагательных с существительными по родам и числам (синий мяч, синяя ваза, синее ведро, синие носки);

- образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (кукла — куколка);

-образование названий детенышей животных и птиц в единственном числе (лиса — лисенок, гусь - гусенок);

- образование названий детенышей животных и птиц во множественном числе (лиса — лисята, гусь — гусята);

- согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (мальчик идет, мальчики идут);

- образование относительных прилагательных от существительных (сок из апельсина — апельсиновый, стул из дерева — деревянный, шапка из меха — меховая).

- уточнение значений простых и сложных предлогов;

- подбор синонимов (слов-братьев);

- подбор антонимов (скажи наоборот);

- образование новых слов путем сложения (снегопад, листопад, водопровод, пылесос);

- образование притяжательных прилагательных от существительных (очки бабушки - бабушкины, уши зайца — заячьи, хвост лисы — лисий).

            Каждая грамматическая категория планируется  в зависимости от сроков усвоения детьми на период от 1 до 3 недель. Воспитатели группы  включают игры по ее усвоению в различные занятия и режимные моменты. Родителям детей всей группы даются рекомендации по закреплению данной категории в играх со своим ребенком. Таким образом, каждый родитель может проверить, правильно-ли его ребенок пользуется этой категорией и помочь ему в случае ошибок. Планирование  грамматических категорий по лексическим темам, как это делается в группах компенсирующей  направленности, в условиях дошкольного логопедического пункта менее эффективно.                                                                                                

7. Развитие связной речи  (в процессе нормализации звуковой стороны речи).                                                                                                              

Выполнение упражнений и заданий на:                                                                                                                  

*составление предложений;

*распространение предложений;

*составление рассказов по картине, серии картин; пересказ.

            Индивидуальные перспективные планы (индивидуальные программы) коррекционно-речевой работы составляются и заносятся в речевые  карты детей при их зачислении в логопедический пункт. Каждый ребенок, зачисленный на занятия, должен получить коррекционную помощь не менее 3 раз в неделю. Учебно-тематический план для подгрупповых занятий составляется на периоды их проведения при формировании таких подгрупп на определенных этапах коррекционно-речевой работы. Все изменения учебного плана и передвижки детей отражаются в расписании занятий учителя-логопеда, которое каждый раз  утверждается заведующей дошкольным учреждением. График работы и расписание занятий для детей конкретной группы помещается в логопедических уголках этих групп.

            Консультативно-методическая работа с педагогическим персоналом ДОУ и родителями планируется учителем-логопедом в начале каждого учебного года.

Воспитатели групп контролируют речь детей во время своих занятий и во время режимных моментов, способствуют автоматизации поставленных или исправленных учителем-логопедом звуков, развивают мелкую и артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, формируют первоначальные навыки звукового анализа и синтеза,  расширяют словарный запас, совершенствуют грамматический строй и связную речь. Выполняя эти должностные обязанности в процессе реализации общеобразовательной программы, они ориентируются на рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда, «экраны звукопроизношения» и т. д.  

Педагог-психолог  корректирует основные психические функции, развивает произвольность и навыки самоконтроля, снимает тревожность детей при негативном настрое на логопедические занятия, активизирует отработанную лексику, развивает зрительно-моторную координацию, создает среду психологической поддержки детям с нарушениями речи.                                                                                                               

Музыкальный руководитель развивает чувство ритма и темпа, акустические и тембральные свойства голоса, речевое дыхание, слуховое внимание, способствует автоматизации звуков при разучивании и  исполнении песен.

Инструктор по физкультуре развивает общую моторику и координацию движений,  развивает умения по мышечной релаксации, диафрагмально-реберному и речевому дыханию.     

            Таким образом, в зависимости от условий, состава и количества детей, нуждающихся в логопедической помощи, организация и содержание коррекционно-речевой работы в разных логопедических пунктах ДОУ может быть весьма разной. Отсутствие жесткой регламентации — одно из главных достоинств дошкольного логопедического пункта. Это позволяет учителю-логопеду в полной мере проявлять инициативу и творческий подход к решению коррекционных и организационно-методических задач. Дошкольный логопедический пункт при четкой организации его работы, при продуманном отборе ее содержания и отсутствии жесткой регламентации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия и играет важную роль в полноценной речевой и общей подготовке детей к школьному обучению.

 

Список использованной и рекомендуемой литературы:

1. Арефьева З.А., Подобед С.О. Организация работы  логопедического пункта в ДОУ. // Логопед. 2004. №6. С. 50-59.                                                                                            

2. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. М., 2008.

3. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. М., 2009.

4. Бачина О.В. , Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М.,  2009

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб. 2006.

6. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.  метод. рек. СПб., 2002.

7. Дошкольная логопедическая служба. Под ред. О.А. Степановой. М., 2006.

8. Дошкольная логопедическая служба. Книга 2. Под ред. О.А. Степановой. М., 2008.   

9. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А. Васильевой,  В. В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004.

10. Работникова Т.П. Организация работы логопеда в детской поликлинике. М., 2008.

11. Рычкова В.Н. Положение о дошкольном логопедическом пункте: региональный опыт разработки // Логопед. 2008. №8. С. 24-36.

12. Степанова О.А. Программы для ДОУ компенсирующего и комбинированного видов: Справочное пособие. М., 2008.

13. Степанова О.А. Из опыта работы дошкольного логопедического пункта // Дефектология. 1994. №2. С. 74-78.

14. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. М., 2003, 2008.

15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы ДОУ. М., 2008.

16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения  компенсирующего вида (старшая группа). М., 2003.

17. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Коррекция нарушений речи. (Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи), 2008.

18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М., 1989. и др.                                                                          

19. Шаброва С.Е., Федорова И.Ю. Модель деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в условиях дошкольного логопедического пункта // Логопед. 2007. № 4. С. 38-43.

Категория: Коммуникация | Добавил: Admin (11.01.2011)
Просмотров: 7962 | Рейтинг: 4.0/7
Copyright Лидия Васильева. МБДОУ № 7 г. Апатиты © 2019.